Личности

Проекты

Сообщества

Представляем

Рекомендуем

Тренды

Исследуем

Дискурс

  • Сергей Матлин: Праздник - это не повод не сказать о минусах.

     
    Сергей Валерьевич, КВН был желанным ребенком?
    - Ну да, конечно. Вообще, мне кажется, что любое творчество, тем более, которое реализуется как большой проект, не может быть не желанным. Потому что за этим стоит либо искреннее желание людей сделать то, чего они хотят, либо какие-то огромные деньги. Вторая часть тогда напрочь отсутствовала, поэтому все состоялось исключительно, что называется, по любви. Кстати, забавная аналогия - начиналось по любви и заканчивалось «по любви». Концерты прощального тура Сборной команды города Владивостока заканчивались песней Ильи Лагутенко «Это по любви».
    Как и при каких обстоятельствах возникал КВН в Приморье?
    В 60-х, как и по всей стране. КВН-то ведь не я придумал, и даже не Масляков. В каком виде он был во Владивостоке и рядом с ним - другой вопрос. Вообще, считается, что как оформленное движение в Приморском крае КВН возник на рубеже 80-90 годов. И горжусь, что к этому оказался причастен. Была перестройка, комсомол активизировался, плюс была достаточно большая свобода. Например, все комитеты комсомолов ВУЗов тогда вышли из своих райкомов и создали межвузовскую городскую структуру. И мы сидели - думали про планы работы, чтобы такого интересного сделать. И одним из пунктов прозвучало - а давайте сделаем студенческий КВН!? Назвали просто - Первый межвузовский конкурс КВН. В финале играли мы (ВГМИ) и бурса (тогда еще ДВВИМУ). В полуфинале ДВГУ проиграл бурсе, а мы выиграли у ДВТИ - нынешнего ВГУЭСа. За команду ДВТИ отвечал тогда, кстати, секретарь комитета комсомола Р.Мороз, который нынче работает в епархии и известен как отец Ростислав. Именно тот конкурс сейчас считается первым официальным конкурсом КВН в Приморье. В нем я тогда участвовал и как организатор, и как капитана команды-участницы - вот такая была свобода!
    Потом было продолжение. Пару лет наша команда поездила по играм и фестивалям и даже чуть не попала в КВН Центрального ТВ в 1989 году. Но как-то не случилось, хотя первую свою шутку в "ящик" я тогда упаковал - в капитанский команды Тюмени, которой мы помогали в четвертьфинале. Когда в 1992 году пришел на работу в администрацию края в отдел по делам молодежи, у нас был практически чистый лист. Придумывай, делай, наверное, почти все что хочешь. Только вот с бюджетами тогда совсем плохо было. Зато не было шаблонов и стереотипов. И с коллегами и партнерами мы тогда (весной 93-го) сделали второй краевой турнир. Финал проводили в театре Горького. Помню, с апофеозом: губернатор, Звеняцкий, консул США в жюри... Аншлаг бешеный. А через день статья в газете "Красное знамя", что болельщики Уссурийского педа разгромили улицы города...
    Один конкурс сделали, потом второй провели. Потом школьный, потом конкурс среди ПТУ и техникумов, отправили команду в Сочи. Ну, где-то году к 95-му возникло совершенно четкое ощущение, что надо как-то все это растущее движение организовывать, структурировать и пускать в отчасти самостоятельное плавание. К слову, в 1995 году у нас 400 с лишним команд по краю играло. Это даже вошло в книгу «35 лет КВН» как мировой рекорд.
    Марфина с Чивуриным, помню, привезли тогда на смену в ВДЦ «Океан». Сама по себе смена КВН в «Океане» тогда же возникла - первую программу придумывали, прописывали с Сергеем Землянским (ныне ведущий на ПТР - прим. редактора).
    В общем, формально Приморский КВН сконструировался как общественное движение к 98-му году. А не формально - гораздо раньше. И движение это породило в итоге много чего, а главное - кого. Например, такой известный бренд, как Сборная Владивостока, которая 5 лет провела в высшей лиге, и не сходила с экранов телевизоров в различных форматах. Или ДВ лигу– первую официальную лигу в регионе восточнее Красноярска. А самое важное - сотни, тысячи не самых глупых, не самых ленивых и достаточно творческих людей.
    А оставили КВН по какой причине?
    В 2007 году на фестивале в Сочи ДВ лигу лишили официального статуса. Лишили не красиво, за моей спиной. По слухам, якобы за то, что я занялся Comedy Clubом - таким образом меня наказали.
    После этого я еще два года занимался лигой, Приморским КВН-ом. В сентябре 2008 года официально ушел "с постов". И, о чудо, уже через 3 месяца ДВ лиге вернули статус официальной.
    Тем временем уже успела появиться официальная лига в Хабаровске – под названием Тихоокеанская,й. В этом, заметьте, есть географический абсурд: во Владивостоке Дальневосточная лига, а в Хабаровске – Тихоокеанская. И до сих пор живут в регионе, благодаря тому инциденту, две официальные АМИКовские лиги. Что, если честно, совсем не здраво.
    Здесь стоит отметить вот что. Что есть хороший КВН для региона? В определенном смысле, это насос, который высасывает отсюда людей. И чем сильнее КВН, тем мощнее насос! Хорошо это или плохо? Для людей, наверное, хорошо. Для региона, наверное, плохо.
    Например, Сборная КВН Владивостока после 2005 года практически в полном составе покинула родной город, будучи на него слегка обиженной. Точнее на краевую власть. Я бы даже сказал, персонально на губернатора. Говоря языком "авторитетного" бизнеса – нас тогда тупо кинули. Был согласован вопрос о выделении денег Сборной на сезон. Вопрос очень долго и муторно проходил по комитетам ЗакСобрания, согласовывался и т.д. и т.п. Все были за, все вошло в бюджет. А денег в итоге нам не дали. То есть на две игры мы съездили за свои. Лично для меня это обошлось почти в миллион рублей долгов. Последние отдал в январе прошлого года.... А те бюджетные средства, кстати говоря, в 3-м квартале 2005 года секвестировали как неиспользованные.
    Когда мне один из депутатов Госдумы на очень русском языке объяснил, что администрация денег не даст, Сборная Владивостока стояла в ТВ-голосовании для добора на 1/4 финала. И мы понимали, что это смс-голосование мы можем выиграть. Потому что команда была весьма популярной в стране. Мы выиграли такое же голосование в 2003 году, причем у команд Москвы и Украины. И это будучи представителем самого незаселенного региона СНГ! Чтобы не подставляться самим с деньгами, не подставлять болельщиков, мы стали разворачивать работу, чтобы за нас не голосовали - давали интервью, делали обращения в Интернете, в прессе... И в итоге... выиграли голосование.
    Нужно было что-то делать. Мы кинули клич по сбору денег. Нам 50 рублей приносили, 15 тысяч перечисляли. Скажу честно, Владимир Николаев тогда помог. Причем, помог искренне и по-настоящему - и сам денег дал, и спонсоров попросил. Короче, через акцию недели за две мы собрали чуть более полумиллиона рублей и поехали на четвертьфинал. Правда, благополучно его проиграли, но та игра не была позором. Команда сделала все, что могла. Другое дело, что могла она тогда уже не много. Не было блеска в глазах, веры в себя.
    Может у нас возникнуть новая Сборная Владивостока?
    Может.  Для этого нужны деньги, безусловно. Не такие, как, скажем, на футбол и даже не как на пляжный волейбол. Раньше бы сказал, деньги нужны на банальные вещи – на поездки. Дорога катастрофически убивает все. И что тут нас сравнивать с любой другой командой страны. Мы играли с командой Москвы, у которой бюджет был 80 000 долларов на игру, притом, что людям никуда не нужно ехать. А мы приезжали с бюджетом 15 000 долларов на игру, которые все тратились на авиабилеты. 
    Сейчас скажу по-другому - деньги нужны на организацию проекта. КВН стал более профессиональным и в плохом, и в хорошем смысле. Сейчас не выйдешь на сцену под камеры Первого канала с ватманом, на котором тушью будут нарисованы значки или логотипы. Лет 13 назад «Новые армяне» с Гариком Мартиросяном показывали номер, как одни и те же новости показывают на разных каналах. Стояла линейка из людей, в которой каждый держал лист ватмана, на котором был нарисован логотип ОРТ, НТВ и так далее. Тогда нормально это смотрелось, сейчас это трудно представить. Сейчас это будет 100% полноформатная печать, и, скорее всего, не в руках. Понятно, о чем говорю, да? И в этом смысле это только деталь, которая подчеркивает все остальное. Да, нужны костюмы. Да, нужны авторы. Не потому что мы сами не сможем, а потому что бывают такие  моменты, когда нужно экстремально, чтобы кто-то переписал номер в нужном контексте. Опыт и понимание как это делается, есть у тех людей, кто это прошел. Те, люди, которые со студенческой скамьи - у них этот опыт потом появляется. Опытных людей достаточно много сейчас, они живут этим, готовы помочь, ну и делают  это, естественно, не безвозмездно. Есть команды искусственные, где абсолютно все купленное Но их никто и не любит. И по большому счету, они много чего не добиваются.  Хотя  все равно там внутри есть люди, которые пишут или начинают потом писать. 
    КВН - вопрос технологии. Поэтому, с одной стороны, все просто - дайте ресурсы, будет вам телевизор. Но не интересно так. Интересно, когда ты понимаешь, что команда, которая пришла играть в Вышку, представляет некую КВНовскую общность своей территории. И когда мне сейчас говорят, дайте нам деньги, мы сделаем пиар и будем в телевизоре, я могу ответить: ребята, за эти деньги я и сам могу нанять группу авторов и выпускников театральных вузов Москвы. Они будут выступать и называться сборной Приморья, сборной Владивостока и блестяще играть, например, в премьер-лиге. Таких примеров в спорте масса. Только смысл? Что дало, например, футболу Владивостока, пребывание "Луча" в высшей лиге? Отвечу честно - ничего, кроме потраченных миллиардов.
    Чем заканчивают бывшие КВНщики и как продолжают?
    В КВН, к сожалению, человек очень быстро вырастает, тут не нужно ходить на занятия по сценической речи, движению, жанру, не нужно учиться годами, чтобы стать актером. И зачастую так и научается "на одной ноге" все делать, достигать успеха. И минус огромный в том, что люди привыкают жить на расслабоне. Получать бонусы от жизни, благодаря тому, что играют в КВН. Льготы по учебе, какие-то там переводы, продленные сдачи сессий. В итоге они не заканчивают институтов и академий. И таких примеров, к сожалению, мне известна масса. Остаются теми же Ванями, Петями, Мишами, Ленами, которыми они были на уровне 10–11 класса. По сути с тем же уровнем образованности, с теми же талантами, и с умением эти таланты как то там на сцене немножко продавать. И все. Что дальше – вопрос.
    В КВНе на самом деле талантливы все, но, повторюсь, КВН - это технология. И технология на определенном этапе вынуждает перешагнуть через себя. Тот, кто может, вырастает. Потому что КВН такая штука, в которой чаще всего побеждают не талантом, а трудом. Кто может трудиться, тот выходит на уровень. Что далеко ходить, например, Лена Орлова. Будучи практически единственной актрисой Сборной Владивостока, одним из лучших авторов этой команды, ездившей на игры и гастроли на всех курсах, она получила два красных диплома по двум сложнейшим специальностям в ДВГУ.
    Большой минус КВНа в том, что он научает быть поверхностными. Чего творчество не прощает. На уровне самодеятельности прощает. На уровне профессионализма, на который КВНщики начинают претендовать на каком-то этапе своей жизни - нет.
    Как КВН меняется?
    Парадокс такой интересный происходит сейчас. КВН становится более профессиональным наверху и менее профессиональным внизу. И разрыв увеличивается, как это ни странно. Почему у местного КВН не полные залы, как было раньше? Почему люди, кто раньше ходил, сейчас приходят и говорят "КВН не тот". Да и сам я прихожу, смотрю, и часто не очень как то цепляет. Наверное, потому, что и возрастные какие-то вещи уже есть. Да и сейчас, конечно, так не переживаешь, как переживал раньше, когда имел отношение лично. Но и кризис в КВНе есть, и идет он с годов 2004-2005. Во-первых, уменьшились рейтинги программы. Безусловно. Если раньше никому не приходилось объяснять, что такое КВН, то сейчас встречаются люди, которые, когда слышат КВН, спрашивают – а что это? Если раньше у меня в семье КВН смотрели все родственники и это было нормой жизни – "Как это, не посмотреть КВН?!" То сейчас только я смотрю КВН, и то иногда потому, что мне это профессионально надо. Такого, чтобы обыватель массово садился смотреть КВН, сейчас не бывает. Это нонсенс. КВН превратился в такую достаточно нишевую штуку. И это в целом достаточно закономерная вещь.

    А местные игры во многом проходят не так и потому, что зритель не прощает халтуры. Халтура проявляется в штрихах, которые на первый взгляд не сразу узнаешь. Ну, вышел человек на сцену в тех же джинсах и тех же ботинках, в которых сегодня ходил по улице. Кто-то этого и не заметит. Но публика непременно обратит на это внимание и посчитает – и совершенно справедливо – знаком неуважения к себе. Эта вроде бы мелочь – не заморочиться формой одежды сценической.  «Денег нету у нас» - и выйдут в чем попало, как ходили на улицу. А это неуважение к зрителю, к соперникам, к самим себе, прежде всего. Так во всем КВНе - ты не заморочился, и тобой не заморочаться.. В результате залы пустые. Это одна проблема.

    Вторая проблема - актуальность. Можно ради эксперимента придти на игру и записать, на какие темы шутили команды. Эта шутка про наркотики, эта про общагу, эта про любовь, эта тоже про любовь, но про другую. А потом эти темы взять, как теги, например. Какие теги будут у современного КВНа? Вопрос. 
    Если в телевизоре еще какой-то баланс присутствует, политика вылезает, то на местном уровне как то совсем "не алле". То есть актуальность бывает, но какая-то такая дежурная. Если мы играем в Артеме, значит, про Артем пошутим. А вот если про актуальность, но не совсем уж сиюминутную или сиюминутно-местечковую, а про здоровую актуальность? Пошутить на темы, которые интересны жителям этого города, порой больные темы? Чего-то сложновато. Ну и не можем мы такие шутки сочинить, потому что, извините, кругозорчика не хватает, и знаний. Вот так выйдешь после игры, а про что шутили? Аааа…. про синие колготоки.
    Это я утрирую. Но взрослый человек на игру не идет, а сидит в зале тинейджеровская публика. Сейчас вообще трудно представить, чтобы люди пришли на местную игру как на концерт - вот что страшно. Вот и получается: болельщики, фанаты и клубняк такой, сегодня играем, завтра смотрим. И это проблема, потому что все такое внутрячковое становится. А вот чтобы расширить рамки внутрячка, нужно говорить на определенном языке и на актуальные темы – тогда это будет интересно. И в этом, например, секрет успеха программы «Прожекторперисхилтон». Актуальность, предельная актуальность. Вчера в жизни, сегодня вот здесь. Именно из-за этого это смотрится. Когда такая предельная актуальность вернется в КВН, тогда это будет интересно. Потому что если вспомнить финал прошлого года ДВ лиги, то единственное, что цепляло, это актуальность. Был там трейлер про саммит, так его и в интернете смотрели тысячи людей. И это ровно все, чего не хватает. И в большом КВН тоже не хватает. Это же пирамида, все идет вертикально.
    КВН изживет себя?
    Нет. Во-первых, очень уникальная идея, которая сама себя тащит - игра. Чисто русская идея, одна из немногих русских идей на ТВ. И даже если не будет телевизионной программы, КВН все равно будет. Сейчас КВН будет одним из. Но будет. Даже вот такая встряска, если бы его сейчас запретили, была бы полезна. Потому что была бы фронда в известной степени, не мейнстрим… КВН во многом стал мейнстримом, попсой в плохом понимании этого слова.
    Но по большому счету ничего с КВНом не будет. Это такая штука, которая доказала свою состоятельность, уникальная форма молодежной игры. Соревнование в остроумии – это та штука, которая дана человеку на физиологическом уровне, и не изживешь ее. Этому придумали просто обрамление такое и все. И КВН - это еще и повод для некоторой национальной гордости, поэтому я думаю, никто руку-то особо и не поднимет.
    Чего пожелаете в следующие 50 лет?
    Смелости. Нельзя отступать от позиций, которые были. И этой игре, и этой стране, в которой игра живет, не хватает смелости. Смелости, которая чаще всего тождественна правде, честности. Этого не хватает. Поэтому этого надо пожелать.
    Ну, не может быть игра, которая, по сути, основана на гормональном желании проявиться, не может быть она нечестной. Ну, а иначе - зачем? Честность - это же вопрос очень такой комплексный. Говорю ли я то, что думаю, то, что хочу сказать. Как меня оценивают: честно - нечестно? Невозможно, будучи нечестным перед собой, то есть, говоря что-то фальшивое, требовать, чтобы тебя честно оценило жюри. Это какое-то такое …. двуличие, что ли. Ты хочешь, чтобы тебя честно оценивали, так ты сначала перед собой будь честен. Ты сейчас что здесь говоришь? Ты за что здесь ратуешь? Какие мысли ты несешь? Те, которые тебе близки, или которые тебе нужно говорить? 
    У артиста ведь всегда есть выбор. Примеров есть масса, даже на местном уровне. Чаще всего не очень хороших, но есть один замечательный пример, о котором мало кто знает. Владимир Сергияков. Недавно ему, по-моему, присволили народного артиста России. А в декабре 2008 года он собрался и спокойненько, без всякой публичности вышел из состава руководящих органов краевой "Единой России". После митинга 21 декабря против запрета правого руля - того самого, разогнанного ОМОНом. Мало кто знает. Поступок человека? Поступок! Я с удивлением обнаружил это год спустя. Я его и раньше знал  - шапочно, но ровно с этого момента он стал для меня самой уважаемой - в отличие от многих других – персоной нашего Академического театра. Способен ли каждый на такой поступок – это вопрос.
    В КВНе есть место для смелых поступков?
    Постоянно. Я не за революцию. Я за способность говорить то, что ты чувствуешь. Человек-то чувствует правду. А иначе все становится фальшивым. Вот этого не хватает. Что далеко ходить - мы сегодня затрагивали «Прожекторперисхилтон» Смотрю последнюю или предпоследнюю передачу. А люди в ящике… я вот это чувствую (и они чувствуют - двоих из четверки знаю) и вижу, что люди сами испытывают дискомфорт. Когда они начинают шутить на тему выборов предстоящих. И они, вроде, как-то так никого и не трогают, но ты понимаешь, что в принципе заказуха. То есть они там походя пнули Зюганова, походя пнули Жириновского, Миронова. И про "Единую Россию" типа пошутили. Но я как человек разбирающийся все-таки в этих юмор-заходах, понимаю, что вот она – заказуха. А потом раз, и разговор пошел на тему шоу-бизнеса, и квартету в телике прямо полегчало. Вот это вот тот самый выбор. Если бы они встали в позицию, то ничего бы не было, но они же не встали. Это значит, что дальше их будут нагибать. А сказали бы разок "Нет!" - дальше бы, может, и не нагибали. Был повод для честности и смелости. Никто не требует революционных криков в прямом эфире, но речь о своей позиции, о своих рамках, за которые не выйду. Вот и все.


    фото: Геннадий Анегин

      Людмила Коростей | 06:09 - 10 Ноября 2011 |   1484 просмотра | Раздел: Личности

Комментарии 7

  • backend
    Аноним
    10 Ноября
    21:01
    Большой минус КВНа в том, что он научает быть поверхностными.
  • 11 Ноября
    04:41
    таки = по~Чернышевскому: "В правде сила таланта..." & "Молодость - время свежести благородных чувств":-)
    на вопрос "ЧТО ДЕЛАТЬ?" Николай Гаврилович Чернышевский отвечал 149 лет назад в стенах Петропавловской крепости...
    где место для нашего ответа на этот вопрос?
  • 11 Ноября
    10:24
    Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся ("Преступление и наказание" Фёдор Михайлович Достоевского)
    Сегодня - 190 лет со дня рождения классика
  • backend
    Аноним
    11 Ноября
    15:41
    Федю-то сюда какими нитками пришили?
  •  
    A.M.
    14 Ноября
    12:01
    "мы нагибаем КВН!
    для чего?
    - для чего?
    чтоб не осталось в стороне
    никого!
    - никого!"
  • 14 Ноября
    20:28
    Хорошая статья. Но вот, что мне иногда кажется не до конца понятным, иногда старшее поколение ждёт какого-то "правильного" выбора от молодёжи, хотя кто создавал и создаёт условия выбора?
  •  
    A.M.
    14 Ноября
    22:41
    что ж тут непонятного... кто ждёт, тот и создаёт
    хотя, кто сказал, что для выбора должны быть условия? выбор - он безусловен